Этическая беседа
Этическая беседа как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Такой подход к выбору содержания этических бесед не означает, однако, случайного характера их тематики, как бы идущей от свершившихся фактов и поступков. Этические, беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» (в разделах «Ознакомление с окружающим», «Игра», «Трудовое воспитание», «Самостоятельная художественная деятельность»). Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом возрастных и, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Очень важен и глубокий анализ конкретных фактов и поступков, положенных в основу этических бесед. Такая подготовка бесед обеспечивает их эффективность, способствует более глубокому усвоению детьми их программного содержания.
Число подобных бесед невелико: пять — семь в год, т. е. один раз в течение полутора-двух месяцев. Продолжительность— 20—25 минут. По усмотрению воспитателя эти беседы могут быть проведены как в первой, так и во второй половине дня.
Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.
Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны прежде всего на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников, окружающая его действительность. Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.